среда, 24 марта 2021 в 09:07
Пишет
Муравьиный лев:
Весна прорастает из крови Адониса, смерти Сиявуша, плача Деметры, пепла сожженного Камы. Убийство Цезаря, так символично пришедшееся на мартовские иды, преобразуется из реального события в миф, утверждая сакральную необходимость смерти как условия жизни. Ежегодная евангельская мистерия разворачивается весной. Весна прорастает из жертвы. Зерно уходит в землю Страстной Субботой, чтобы взойти Светлым Воскресением.
Автор миниатюры "Март" из "Роскошного часослова герцога Беррийского", казалось бы, о весенней драме не подозревает. В изображенных им сценах всего лишь сошел снег, зеленеет первая трава, начались работы в поле и на виноградниках. Всё мирно. Всё обыденно.
читать дальшеНо самый характер работ — пахота, сев, уход за виноградными лозами — отсылают к евангельским притчам о смерти и воскресении, а стадо овец вдалеке не оставляет сомнений в том, что художник стремился изобразить не только простые людские заботы. И сказочный дракон на башне замка Пуату, с ошеломляющей неожиданностью ворвавшийся в трудовую и размеренную реальность, символизирует не столько герцогов Лузиньянов (вернее, фею Мелюзину, считавшуюся их родоначальницей), сколько неразрывную связь жизни, смерти и бессмертия.
Умение видеть сакральное в людских буднях и праздниках роднит "Март" с "Январем", внимание к повседневной жизни — с "Февралем". Однако искусствоведы отказывают трем этим миниатюрам в едином авторе. Нет единого мнения и о том, кто именно создал «Март». Первоначально считалось, что это старший из братьев Лимбургов, Поль. Впоследствии один из исследователей "Роскошного часослова", Эдмон Поньон, обратил внимание на несколько миниатюр («Март» входит в их число), где перспектива выстроена более умело, чем на прочих, а изображенные люди и животные более объёмны – в частности, они отбрасывают тень. Поньон предположил, что автором «Марта», а также «Октября» и «Декабря» является один и тот же художник, оформлявший Часослов позже Лимбургов, чью работу трагически оборвала эпидемия чумы 1416 года. Поньон назвал его «Мастер теней». Многозначное определение, если учесть, что загадка авторства "Роскошного часослова", подобно загадке Шекспира, вряд ли когда-нибудь будет разгадана. И что идеально согласуется с воплощенным в Часослове замыслом (кому бы он не принадлежал) рассказать о жизни земной как вечной божественной драме, где свет весеннего солнца неразлучен с тенью уходящей зимы.
URL записи